Concert

The Wagner’s Universe

Richard Wagner
Scroll down
Duration
Duration of the concert, taking into account the interval: 3 hours
Musical Director and Conductor:
People's Artist of the Republic of Moldova Alexandru Samoilă
Choirmaster:
Honored Artist of Ukraine Leonid Butenko
Director, host of the concert:

Summary

1 department

 

1. Richard Wagner. Overture to the opera Flying Dutchman

Performed by the Odessa National Academic Opera and Ballet Theater Orchestra

2. Richard Wagner. Aria of the Dutchman from the opera Flying Dutchman

Performed by Honored Artist of Ukraine Viktor Mityushkin

3. Richard Wagner. Ballad of Senti from the opera The Flying Dutchman

Performed by laureate of international competitions Natalya Pavlenko

4. Richard Wagner. “Flight of the Valkyries” from the opera “Valkyrie”

Performed by the Odessa National Academic Opera and Ballet Theater Orchestra

5. Richard Wagner. “Prelude and Death of Isolde” from the opera “Tristan and Isolde”

Performed by the Odessa National Academic Opera and Ballet Theater Orchestra and laureate of international competitions Natalya Pavlenko

 

2 department

 

1. Richard Wagner. Orchestral intermission for Act III and The Wedding Choir from the opera Lohengrin

Performed by the choir and orchestra of Odessa National Academic Opera and Ballet Theater

2. Richard Wagner. Overture and Chorale to St. John from Act I of the Nuremberg Mastersingers

Performed by the choir and symphony orchestra of Odessa National Academic Opera and Ballet Theater

3. Richard Wagner. Elizabeth’s exit aria from the opera Tannhäuser

Performed by laureate of international competitions Natalya Pavlenko

4. Richard Wagner. Pilgrim Choir and “Prayer of Elizabeth” from the opera “Tannhäuser”

Performed by laureate of international competitions Natalya Pavlenko

5. Richard Wagner. A festive march from the opera “Tannhauser”

Performed by the Odessa National Academic Opera and Ballet Theater Orchestra

“Вагнер как феномен современной культуры”. Эссе Александра Курмачёва

Это он погасил свет в зрительном зале. Это он изобрёл новые духовые инструменты. Реформировал состав оркестра. Ввёл невиданную доселе поэтическую аллитерацию (повторение одинаковых и однородных согласных для усиления акустического эффекта восприятия слов) в сложнейшие философско-поэтические тексты своих музыкальных драм. Имя Рихарда Вагнера в истории музыкальной культуры всегда будет связано с революционным переосмыслением самой природы музыкального театра, а его знаменитая концепция «Gesamtkustwerk» – преображения (программирования!) действительности посредством взаимодействия всех видов искусства – величайшее открытие, нашедшее своё наивысшее воплощение в современном кинематографе!

Не только своими философскими воззрениями, но и своими музыкальными творениями Вагнер на многие десятилетия опередил историю развития театрального искусства. Недаром когда сегодня новичок впервые сталкивается с творчеством Р.Вагнера, он испытывает ощущение прикосновения к очень современной эстетике, и неудивительно, что наиболее яростными поклонниками музыки великого немецкого романтика XIX в. нередко становятся рокеры и фанаты «хэви-метал».

Чтобы понять суть этого явления, до сих пор влияющего на наши умы и эмоции, лично мне пришлось обратиться к одному из самых знаковых произведений современной культуры – экранизации романа Толкиена «Властелин колец», осуществленной в 2001-2003 гг. Питером Джексоном. И дело не только в удивительных спецэффектах, использованных в этом фильме для визуального воссоздания реальности, на сотворение которой Толкиена вдохновило именно творчество Р.Вагнера, а в сугубо музыкальном феномене этого произведения, своими корнями уходящем в природу одного из самых сложных синтетических жанров музыкального театра, которым является… опера! В опере, как известно, все либо поют, либо говорят под музыку (речитативы). Так вот, в фильме Джексона ни одна фраза, ни один эпизод не случаются без музыкального сопровождения, созданного канадским композитором Говардом Шором.

Интересно, что у Шора множество разных музыкальных тем выполняют функцию «визитных карточек» (лейтмотивов) для отдельных образов, героев и даже событий. Эти темы возникают в фильме тогда, когда появляется или упоминается то или иное явление, то есть музыкальное сопровождение этой кинотрилогии полностью повторяет концепцию создания наиболее знакового произведения Вагнера – философского откровения о природе власти и любви – гигантской эпопеи «Кольцо Нибелунга», общее время звучания которой составляет свыше 15 часов, а исполнение которой можно приравнять к настоящему подвигу – не только художественному, но и физическому (известны случаи невероятного истощения и даже смерти исполнителей, принимавших участие в работе над вагнеровскими шедеврами).

Почему из всего наследия Вагнера, среди которого даже яростные противники непростых для восприятия опусов композитора выделяют прежде всего «Тристана и Изольду», «Тангейзера» и «Парсифаля», я хотел бы обратить внимание на «Кольцо»? Дело в том, что именно в «Кольце Нибелунга» Вагнер раскрывается не только как непревзойденный мелодист, театральный новатор и реформатор оркестра, но и как философ, опередивший время и оставивший своим потомкам массу откровений, имеющих непосредственное отношение к нашей жизни. Центральная идея «Кольца» состоит в препарировании природы власти и её зависимости от любви. По сюжету, лишь тот, кто отказывается от любви, от самопожертвования, от восторга эмоциональной зависимости от другого человека, – только тот способен обрести всю необъятную полноту власти над другими. Немалое внимание в эпопее уделяется незаменимости лжи для реализации всей полноты власти. Но неслучайно значительный и важный период жизни Вагнера связан с именем баварского короля Людвига II, который, будучи страстным поклонником творчества Вагнера, сыграл важнейшую роль не только в обеспечении материальной независимости композитора, но и в его воззрениях на природу социального взаимодействия между людьми (политическая деятельность занимала Вагнера ещё до знакомства с Людвигом Баварским, но именно благодаря Людвигу у Вагнера появилась возможность непосредственного участия в политических интригах реальной управленческой бюрократии).

Используя полученный опыт как оппозиционной (до знакомства с баварским королём), так и непосредственно государственной политической активности, в своей эпопее Вагнер вскрывает природу Власти как высшую форму концентрации и воплощения такого человеческого чувства как Страх. Без Страха нет Власти. Власть перестаёт существовать тогда, когда мы перестаём бояться её носителя. В основе легитимности любой власти – наши страхи: страхи перед внешними или внутренними опасностями, страхи за своё здоровье, за своё будущее, за свою жизнь. Именно этой взаимозависимости Власти и Человеческого Страха посвящает свою главную работу великий немецкий гений. Именно это его откровение становится одним из важнейших даже не эстетических, а социологических и – шире – философских прозрений. И, как это ни странно, именно эта сторона работ Вагнера до сих пор остаётся на периферии внимания большинства исследователей его творчества. Именно эта важнейшая и актуальнейшая сторона его наследия затуманивается спорами о значении его в истории музыки.

Сегодня уже бессмысленно говорить о роли Вагнера в истории культуры как композитора: его место в ряду таких гениев как Моцарт, Вебер, Бетховен ни один разумный человек оспаривать не будет, а узнаваемость и популярность мелодии знаменитого «Полета валькирий» из второй части «Кольца» может сравниться, наверное, только с узнаваемостью и популярностью «Танца маленьких лебедей» из «Лебединого озера» (к слову, Чайковский испытал невероятное влияние Вагнера, и даже присутствовал в качестве специального корреспондента на премьере «Кольца» в знаменитом Байройтском Фестивальном театре, построенном специально для представления этой эпопеи!). Но не говорить сегодня о роли Вагнера как одного из наиболее значительных мыслителей, обобщивших в своих художественных (!) произведениях опыт социального взаимодействия человечества, – просто недопустимо.

О том, что любовь сильнее смерти, человечество знало и до вагнеровских опусов, но то, что именно Вагнер впервые в мелодраматической форме показал нам, почему любовь несовместима с властью, почему любящий человек не может подчинять, ибо сам оказывается подчиненным и зависимым от объекта своего чувства, мы впервые узнали именно из «Тристана и Изольды», из «Тангейзера», из «Кольца Нибелинга». И неслучайно все герои Вагнера, облеченные властью и испытывающие чувство любви, так или иначе переживают «управленческое» фиаско! Такова же и судьба одного из главных героев «Кольца Нибелунга» – верховного бога Вотана: это судьба живого человека, разрывающегося между долгом, навязываемым ему служебным положением, и чувством, которое он испытывает сначала к сыну, а потом и к внуку. Гибель Вотана становится величайшей трагедией, драмой непримиримости живого человеческого чувства с природой подавления всего живого безжалостными механизмами Власти…

Кто из Художников прошлого оставил последующим поколениям что-либо более важное и ценное для их самопознания и самоидентификации? Что в мировом художественном наследии сегодня для нас представляет более серьёзный и важный интерес для понимания мотивационной базы тех или иных наших решений? Что сегодня нас беспокоит столь же постоянно и необъяснимо, как не отношения личности и государства? Удивительно ли, что именно сегодня вдумчивое восприятие произведений Рихарда Вагнера способно дать ответ на многие вопросы организации жизнедеятельности современного общества и помочь посредством эмоционального сопереживания героям вагнеровских мелодрам осознать социальную природу современного человека?

Show descriptionHide description

About event

Music by Richard Wagner
Program in 2 sections

Concert duration including intermission: 3 hours

Members of the production troupe
Choirmaster - Honored Artist of Ukraine Igor Didushok
Concertmasters - Marina Marynich, Valentin Platov, Natalya Rusinyak, Veronika Struk, Larisa Khorolenko
Lighting Designer - Vyacheslav Usherenko
Head staging part - Vasily Khomin
Head of the machine and decoration department - Viktor Meleshko
Make-up artists - Elena Vasilchik, Evgenia Galenko

“Freedom, bliss, pleasure, death, and fatalistic predestination - this is what a love drink, so brilliantly portrayed by Wagner”
— Alexey Losev

It is difficult to say now – for what reasons, we can only state: Wagner’s music has not been played at the Odessa Opera since 1933. Then it was the opera “Lohengrin”, staged by director Nikolai Bogolyubov and conductor Nikolai Pokrovsky. Before that, according to our information, the Wagnerian operas Tannhauser, Valkyrie, Tristan and Isolda were staged in Odessa. In 2013, the whole world will celebrate the anniversary of Richard Wagner (1813 – 1883). Odessa National Academic Opera and Ballet Theater is presenting a program by this date, combining scenes, overtures, arias from the composer’s operas.

The program was compiled by the musical director of the theater Alexandru Samoile in such a way as to show the best examples of Wagnerian operas in a single canvas. Music from “The Flying Dutchman”, “Valkyries”, “Tristan and Isolde”, “Lohengrin”, “Nuremberg Mastersingers”, “Tannhauser” performed by the orchestra, choir and soloists of the theater – laureate of international competitions Natalia Pavlenko (dramatic soprano) and honored artist of Ukraine Viktor Mityushkin (dramatic baritone). the author of the poster is Pavel Buklovsky (Arsenal RA)

1
/
We use cookies.
By continuing to use our site, you consent to the processing of cookies and user data: location information; OS type and version; browser type and version; device type and screen resolution; sources of access to the site; OS language and browser; visited pages of the site and actions on them; ip-address for the purpose of site operation, retargeting, statistical research and transfer to third parties. If you do not want your data to be processed, leave the site.
I agree