1810 - 1873
Первый городской театр

В начале XIX века в Одессе уже был театр, не уступавший лучшим на то время европейским образцам. Его построили по инициативе градоначальника, выдающегося государственного деятеля герцога Армана де Ришелье, которого одесситы до сих пор называют «Дюком». Несмотря на множество забот — торговых, военных, строительных — Ришелье знал, что Одесса — город разнонациональный и разноязычный. Поэтому лучшим, что смогло бы объединить людей была именно музыка.

Здание первого городского театра было построено по проекту итальянца Франческо Фраполли, значительные изменения в план внес Тома де Томон. 10 февраля 1810 состоялось торжественное открытие театра. Это было белоснежное сооружение, обращенное фасадом к порту. В зале насчитывалось 800 мест (на тот момент в городе проживало 12,5 тысячи человек). В ложах трех ярусов были установлены 44 кресла, позади которых в большом полукруглом пространстве еще 700 зрителей могли наслаждаться спектаклями стоя.

В мемуарных свидетельствах говорилось: «Зал старого театра была трехъярусным, с семнадцатью ложами, а галерея — под самым потолком, такая низкая, что публика почти касалась ее своими головами. Люстры не было, ее повесили позже. Зал освещался кенкетами, то есть канделябрами на пять свечей, прикрепленными к наружным стенам лож. Свечи были сальные и восковые. Сцена освещалась большими лампадами с маслом. На галерее освещения не было вовсе, поэтому свет зала и сцены казался сидящим на галерее просто ослепительным. Театр имел свой особый, специфический запах от нагара свечей и женских духов ».

В день открытия Городского театра давали одноактную оперу С. Вязмитинова «Новое семейство» и водевиль Я. Княжнина «Траур, или Утешенная вдова» в постановке труппы актера и антрепренера П. Фортунатова. Регулярные представления начались с 1811 года после заключения контракта с драматической труппой князя А. Шаховского. В репертуаре того времени были комедии, трагедии, водевили и комические оперы. В скором времени в театре начала доминировать итальянская опера. Монополию на постановки получили антрепренеры Дж. Монтовани, затем И. Замбони, Г. Буанаволио и другие. В оперный репертуар первого Городского театра входили постановки Дж. Россини, В. Беллини, Д. Чимарозы, Г. Доницетти, Дж. Верди. Одесская публика аплодировала Екатерине Аматти, Арриги и Анжелике Каталани, Джузеппе Марини, Екатерине Патти-Барилли, Жозефине и Терезин Бромбилла, Понте дель Арми, Альде Бьянки.

Именно здесь, впервые на территории современной Украины, прозвучали такие известные и популярные оперы, как «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Лючия ди Ламмермур», «Любовный напиток» Г. Доницетти, «Тоска» Дж. Пуччини.

В 1873-м Городской театр был полностью уничтожен пожаром. «Картина пламени, которое вырвалось наружу и бурлило на свободе, была действительно грандиозной. Колонны катились по площади, словно гоняясь за публикой, которая пришла посмотреть на пожар», — писал автор книги« Старая Одесса» Александр Дерибас. От Городского театра остался только пепел.

1887-1925
Шедевр Фельнера и Гельмера

Строительство нового театра поручили известным венским архитекторам Фердинанду Фельнеру и Герману Гельмеру — авторам замечательных театральных зданий многих городов Европы. Созданный ими проект совершенствовали одесские архитекторы — Александр Бернардацци, Феликс Гонсиоровский, Юрий Дмитренко и другие. Строительство длилось три года и завершилось в сентябре 1887 года. 1 октября 1887 г. зрители впервые заполнили зал. В этот день оркестр под руководством одесского композитора Г. Лишина исполнил торжественную кантату «Пролог», а драматическая труппа первого антрепренера обновленного театра И. Черепенникова показала сцену из драмы А. Пушкина «Борис Годунов» и третий акт комедии А. Грибоедова «Горе от ума».
Новый театр поразил всех своим великолепием. «Все здесь такое новое для Одессы, такое изящное, удобное и комфортабельное, такое богатое! ..» — писала газета «Одесские новости». Поражало и техническое оснащение — театр был первым в Новороссийском крае зданием с электрическим освещением и паровым отоплением, сцена была оборудована по последнему слову театральной техники.
С первых дней существования театр стал центром общественной и музыкальной жизни Одессы. Как отмечал в книге «60 лет в оперном театре» Николай Боголюбов, «… в театре ставились как российские драмы, так и итальянские оперные спектакли. И не было в Западной Европе ни одной известной певицы или певца, которые не пели в Одесском оперном театре ». Эпоха расцвета театра пришлась на 1897 — 1900 годы, когда заведением руководил певец и антрепренер А. Сибиряков. В Одессе гастролировали Л. Тетрацини, М. Баттистини, драматическая труппа М. Соловьева. С 1903 года антрепризой руководила певица М. Лубковская. В 1905-м она организовала гастроли выдающегося итальянского баритона Т. Руффо. Вместе с ним в нескольких спектаклях — «Евгении Онегине», «Демоне» и других — арии исполняли итальянский тенор Дж. Ансельми и польская певица (сопрано) Я. Вайда-Королевич. Постановщиком и исполнителем танцев в те годы был Фома (Томаш) Нижинский — отец всемирно известного танцовщика В. Нижинского. Он создал балетные номера для опер «Кармен» и «Жизнь за царя». В постановках принимали участие преимущественно воспитанники Варшавской хореографической школы. Собственной балетной труппы в театре не было.
В 1923 году прима-балерина Екатерина Пушкина, выпускница петербургской хореографической школы по классу А. Преображенской, и Ремислав Ремиславский организовали хореографические классы, ученики которых вошли в балетную труппу театра. В том же году руководителем балетного коллектива стал известный балетмейстер Роберто Баланотти. Его первой постановкой стал балет «Лебединое озеро» П. Чайковского (премьера состоялась 7 декабря 1923). Сам Баланотти исполнял партию принца Зигфрида, а Одетту-Одилию танцевала  Пушкина. В течение следующих двух лет зрители увидели спектакли «Конек-Горбунок», «Коппелия» и неординарную трактовку балета «Корсар».

1925 - 1955
Театр в период драматических событий

Второй серьезный пожар в Одесском оперном произошёл 14 марта 1925 после оперы Дж. Мейербера «Пророк» — в результате неосторожного обращения с огнем. Пламя повредило зал, уничтожило сцену, декорации, костюмы. Пострадали нотная библиотека и занавес, на котором художник Ф. Лефлер изобразил сцену из «Руслана и Людмилы». Но уже через год в театре возобновились спектакли, сцена получила новое техническое оснащение, были оборудованы два железобетонных занавеса, которые при необходимости отсекают сцену от зрительного зала и служебных помещений. Новый декоративный занавес была выполнен по эскизам известного театрального художника А. Головина.
После Октябрьской революции оперный театр стал государственным, а в 1926 году получил статус «академического». В те годы на сцене блистали Александр Пирогов, Платон Цесаревич, Юрий Кипоренко-Даманский, Иван Алчевский, «украинский Шаляпин» Иван Паторжинский, Мария Литвиненко-Вольгемут и многие другие. В репертуаре были «Руслан и Людмила» М. Глинки, «Русалка» А. Даргомыжского, «Князь Игорь» А. Бородина, «Пиковая дама» и «Мазепа» П. Чайковского, «Аида» Дж. Верди, «Фауст» Ш . Гуно и «Кармен» Ж. Бизе. Наряду с российскими и западноевропейскими операми со сцены звучали произведения украинских авторов — «Тарас Бульба» и «Наталка Полтавка» Н. Лысенко, «Запорожец за Дунаем» С. Гулака-Артемовского. Появились оперы на украинские сюжеты — «Сорочинская ярмарка» М. Мусоргского, «Черевички» Чайковского. Были поставлены и первые советские оперы — «Тихий Дон» И. Дзержинского, «Щорс» Б. Лятошинского, «Броненосец Потемкин» А. Чишко и другие.
В годы Второй мировой войны часть творческих работников была эвакуирована в Алма-Ату. Большинство же артистов переехала в Красноярск, где объединилась с коллективом Днепропетровского театра оперы и балета. Трупы артистов неоднократно выезжали на фронт, где дали около 150 концертов.

1955 - 1996
Возрождение театра. Плеяда мастеров одесской сцены

Первые работы по укреплению фундамента Одесского театра оперы и балета начались в 1955 году, после того, как выяснилось, что здание проседает, а в его опорных конструкциях появились трещины. Тогда была применена уникальная технология так называемого «силикатизирования почвы»: в большое количество специально пробуренных шурфов в фундамент залили около 6000000 литров жидкого стекла. Работы продолжались круглосуточно, но при этом не мешали представлениям. Во время застывания стекло превращалось в монолит объемом более 15 000 кубометров. В ноябре 1956 года было объявлено, что осаживание здания остановилось.
В 1965 году началась реставрация и частичная реконструкция театра как снаружи, так и изнутри. За два года мастера восстановили и улучшили все — от мозаичного пола до гвоздей XIX века. На работы было потрачено 4 миллиона советских рублей и 9 килограммов сусального золота. В буклете, изданном к открытию оперного после очередной реставрации 1965 — 1967 годов, значились 28 оперных и 24 балетные представления.
Здесь рождались новые спектакли, менялись целые эпохи, которые проходили под влиянием выдающихся творческих лидеров. Здесь работали прекрасные музыканты, певцы, танцовщики. Дирижеры — Николай Покровский, Ярослав Вощак, Давид Сипитинер, Геннадий Проваторов, Борис Грузин, Борис Афанасьев. Балетмейстеры — Вахтанг Вронский, Николай Трегубов, Игорь Чернышев, Наталья Рыженко и Виктор Смирнов-Голованов, Леонид Лавровский, Олег Виноградов, Генрих Майоров. Славу и традиции театра продолжали выдающиеся певцы — Раиса Сергиенко, Нинель Ткаченко, Галина Поливанова, Галина Олейниченко, Николай Огренич, Евгений Иванов, Людмила Ширина, Алиса Джамагорцян, Таисия Мороз, Анатолий Бойко, Анатолий Капустин, Владимир Тарасов, Валентина Васильева, Василий Навротский. Радовали зрителей артисты балета — Алла Рындина, Ирина Михайличенко, Владимир Каверзин, Сильвия Вальтер, Эльвира Караваева, Наталья Барышева, Светлана Антипова, Виктор Новицкий, Михаил Петухов, Вера Волкова, Валерий Михайловский, Валентина Гришукова, Е. Барановская и многие другие.

1997 - 2007
Большая реставрация

Все усилия, направленные на укрепление театра внутри ХХ века, как оказалось, только замедлили губительные процессы. Здание, построенное на осадочных породах почвы, разрушалась и дальше. В середине 90-х годов прошлого века его состояние было признано катастрофическим. В 1996-м Кабинет министров Украины принял решение о проведении капитального ремонта и выделил для этого средства. Работы предполагалось завершить за четыре года. Однако из-за недостаточности финансирования реконструкция затянулась на 10 лет. За этот период был вновь укреплен фундамент (на этот раз 1800 сваями, забитыми на глубину от 14 до 18 метров), перекрыта крыша, обновлен фасад и прилегающая территория. Также реконструированны помещения арьерсцены, планшет, установлено современное осветительное и звуковое оборудование, система отопления, новый противопожарный занавес и многое другое.
Нынешнее техническое оснащение театра отвечает самым современным требованиям. Расположение кресел в зале исключает наличие так называемых «слепых» мест, а прекрасная акустика позволяет доносить до зрителей даже шепот со сцены. Успешное завершение масштабных и уникальных по сложности работ стало возможным не только благодаря помощи правительства, но и активному участию одесских предприятий, пожертвованиям государственных деятелей, общественных организаций, предпринимателей и простых одесситов, в том числе и тех, кто проживает сегодня в других городах и странах. Во время реконструкции театра 1996 — 2007 гг. труппа оперного давала спектакли на сценических площадках действующих одесских театров, выступала на международных фестивалях. Артисты и оркестр театра много гастролировали в Италии, Испании, Кореи, США, Китае, Ливане, на Кипре, в Швейцарии, Объединенных Арабских Эмиратах, Греции, Великобритании и в других странах.

2007 - наши дни
Новая эпоха Одесской Оперы

В 2007 году, в день открытия после реконструкции, Одесский академический театр оперы и балета был удостоен статуса «национальный». Репертуар театра поражает разнообразием оперных и балетных спектаклей, концертных программ. Особое место занимают произведения украинских композиторов — оперы «Запорожец за Дунаем» С. Гулака-Артемовского, «Катерина» Н. Аркаса, «Вий» В. Губаренко, современный балет «Судьбы» Ю. Гомельской, концерт-спектакль «Музыка Шевченковского слова» , классические оперы и балеты выдающихся мастеров: П. ​​Чайковского («Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Иоланта», «Спящая красавица», «Пиковая дама»), Дж. Верди («Аида», «Риголетто», «Бал -маскарад», «Набукко», «Травиата», «Трубадур»), Дж. Пуччини («Тоска», «Богема», «Мадам Баттерфляй», «Турандот»), Ф. Шопена («Шопениана») и другие.
За последние годы в репертуар театра вошли более 40 новых творчески-художественных проектов, среди которых: «Пиковая дама», «Спящая красавица», «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Набукко» Дж. Верди, «Турандот» Дж. Пуччини, «Любовный напиток» Г. Доницетти, «Чиполлино» К. Хачатуряна, «Изумрудный город» на музыку композиторов 18-20 вв., «Дон Кихот» Л. Минкуса, «Тайны Венского леса» на музыку И. Штрауса и Г. Малера , «Маскарад» А. Хачатуряна, «Кармен» Ж. Бизе, «Дон Жуан» В.А. Моцарта, «Тангейзер», «Лоэнгрин» Р. Вагнера, концертная программа «Вселенная Вагнера» и многие другие.
Ежегодно с успехом на сцене театра проходит фестиваль искусств «Бархатный сезон в Одесской опере», целью которого является популяризация украинского и мирового классического искусства и подтверждение авторитета нашего города, как культурной столицы юга Украины.
Международным признанием популярности Одесского национального академического театра оперы и балета стали приглашения на многочисленные гастроли в Италию, Испанию, Польшу, Нидерланды, Бельгию, США, Японию, Китай, Беларусь, Молдову.
Театр пытается обеспечить преемственность поколений, занимаясь воспитанием талантливой молодежи. Оперная и балетная труппы Одесского театра находятся в таком творческом тонусе, который позволяет решать сложные профессиональные задачи и предлагать плоды своей деятельности зрителям как на своей знаменитой сцене, так и на сценах ведущих музыкальных театров мира. Театр продолжает лучшие традиции европейского оперного и балетного искусства, органично вписывается в современный культурный контекст. Мастера оперы и балета, которые имеют звание народных и заслуженных артистов, выступали на лучших сценах Западной Европы. Молодые исполнители сейчас продолжают эту традицию, покоряя своим талантом ведущие концертные площадки мира.
Большинство оперных и балетных солистов театра получили лауреатства известных международных конкурсов в Италии, Чехии, Словакии, Польши, Испании, Германии, России, Португалии, Японии.
В составе оркестра объединены лучшие представители оркестровой элиты и талантливые молодые музыканты. За годы активной творческой жизни оркестр Одесского театра стал одним из ведущих оперных оркестров Украины и мира. В обширном репертуаре оркестра — шедевры отечественного и зарубежного музыкального наследия: «Carmina Burana» К. Орффа, «Messa da Requiem» Дж. Верди, 9 симфония Бетховена, произведения Р. Вагнера и Р. Штрауса, опера-балет «Вий» В. Губаренко, балеты «Жар-птица» и «Весна священная» И. Стравинского и др.
Хор театра смело можно назвать одним из лучших оперных хоровых коллективов нашей страны. Он отличается высоким профессионализмом, артистизмом и самоотдачей. Хор задействован во всем оперном репертуаре и концертах театра, исполняя произведения итальянском, английском, французском и даже старонемецком и старофранцузском языках.
Театр представляет собой живой организм, находящийся в постоянном поиске новых творческих идей. Он способствует формированию новых эстетических приоритетов в оперном и балетном искусстве. Театр не только удовлетворяет потребность общества в классическом искусстве, но и формирует зрительский вкус, позволяет публике знакомиться с лучшими достижениями мирового музыкального театра. Знакомство публики с этим контентом — одна из главных задач театра, через который государство осуществляет свою социальную миссию в сфере культуры.

Мы используем cookies
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie и пользовательских данных: сведения о местонахождении; тип и версия ОС; тип и версия браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источники входа на сайт; речь ОС и браузера; посещенные страницы сайта и воздействия на них; ip-адрес с целью функционирования сайта, проведение ретаргетинга, проведения статистических исследований и передачи третьим лицам. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.
Согласен