Балеты

Дон Кихот

Людвиг Минкус
Купить билет
Листайте вниз
Длительность
2 часа 30 минут (включая 2 антракта)

Члены постановочной группы

Дирижёр-постановщик:
Художник-постановщик:
заслуженный художник Украины Наталия Бевзенко-Зинкина

Содержание

ПРОЛОГ

Перечитывая вновь и вновь страницы рыцарских романов, Дон Кихот мечтает о жизни, полной подвигов и славы, как у героев его любимых книг. Со своим верным оруженосцем Санчо Пансой он отправляется в дальние страны на поиски приключений.

ДЕЙСТВИЕ I

Солнечная Барселона встречает зрителей ярким испанским народным праздником. Молодые тореро, нарядно одетые крестьяне, каталонские кавалеры с вдохновением наблюдают за танцем дочери трактирщика Лоренцо — очаровательной Китри. Но она не обращает внимания ни на кого, ведь её сердце давно принадлежит бедному цирюльнику Базилю, также влюблённому в неё. Чувственный танец Китри и Базиля прерывает Лоренцо, которому не нравится избранник дочери. Трактирщику больше по душе богатый дворянин Гамаш. Ему Лоренцо уже пообещал руку девушки. Тем временем на сцене царит настоящая феерия танца: один за другим пленяют своим исполнением стремительный тореро, уличная танцовщица, роскошная Мерседес, и, наконец, Эспада — главный тореадор. В самый разгар веселья на площади появляются Дон Кихот и Санчо Панса. Лоренцо, которого рыцарь принимает за хозяина замка, приглашает гостей к себе. Тем временем молодежь пытается подшутить над Санчо Пансой, но Дон Кихот спешит ему на помощь. Увидев Китри, благородный идальго принимает её за прекрасную Дульсинею — даму своего сердца — и приглашает на менуэт. Чтобы побыть наедине, влюблённые убегают из дома. Лоренцо, Гамаш и Дон Кихот отправляются на их поиски.

ДЕЙСТВИЕ II

Под характерные испанские ритмы перед зрителем предстает цыганская таверна. Именно сюда сбежали Китри и Базиль. Завораживающее соло кларнета предваряет появление цыганского дуэта, на смену которому приходят яркие, наполненные жаркой андалузской романтикой соло Эспадо и Мерседес. Под шутливый марш в таверну заходят Лоренцо, Гамаш, Дон Кихот и Санчо Панса. Лоренцо хочет объявить о помолвке дочери и Гамаша, но Базиль разыгрывает сцену самоубийства. Дон Кихот уговаривает Лоренцо благословить Китри и «умирающего» Базиля на брак. Когда тот дает согласие, парень с улыбкой «оживает». Светает. На поляне расположился цыганский табор. Спокойствие сонного утра нарушает стремительный танец цыган. Дон Кихот с интересом наблюдает за ним. Цыгане решают разыграть рыцаря. Благородный идальго, не понимая шутки, с оружием в руках разгоняет их. Обессиленный Дон Кихот засыпает. Во сне Рыцарю Печального Образа видится царство дриад. Одна за другой танцуют перед ним эти неземные существа. В его воображении, вырисовывается образ любимой Дульсинеи, так похожей на Китри. Завораживающее рыцаря проникновенное соло плавно перетекает в танец лесных нимф.

ДЕЙСТВИЕ III

В замке всё готово к свадьбе Китри и Базиля. Дон Кихот благословляет молодых на счастливую семейную жизнь. Гости исполняют испанские народные танцы. Апогеем балета становится страстное гран па влюблённых.

О событии

Либретто Мариуса Петипа по мотивам одноименного романа Мигеля де Сервантеса.
Хореография Мариуса Петипа и Александра Горского.
Новая хореографическая редакция заслуженного артиста России Юрия Васюченко.
Премьера нынешней редакции - 17 ноябрь 2012 года.

Кинематограф, живопись, театр, музыкальная сцена, неоднократно обращались к сюжету великого романа Мигеля де Сервантеса «Премудрый идальго Дон Кихот Ламанчский». Впервые балет с таким названием был представлен в 1740 году в Вене талантливым австрийском хореографом Францем Гильфердингом. За 270 лет зрители увидели варианты прочтения темы странствующего рыцаря многими балетмейстерами, среди которых Жан Жорж Новер, Луи Милон, Шарль Дидло, Август Бурнонвиль, Серж Лифарь, Джордж Баланчин. Одним из лучших, без сомнения, считается балет в постановке выдающегося хореографа Мариуса Петипа. При подготовке либретто будущего спектакля он использовал те главы романа Сервантеса, которые были посвящены свадьбе Китерии и Камачо (в балете они получили имена Китри и Базиля). Главные герои романа — Дон Кихот и Санчо Панса в балетном сюжете стали персонажами второго плана. Профессиональный знаток специфики балетного театра и требований к балетной музыке, Людвиг Минкус на заказ Мариуса Петипа создал яркую музыкальную партитуру. Премьера «Дон Кихота» состоялась 14 декабря 1869 года в Большом театре Москвы. Оркестром дирижировал сам композитор. Спектакль имел большой успех и вскоре был перенесен в Петербург. Для новой постановки Петипа основательно переработал сценарий. Теперь одна и та же балерина исполняла роли Китри и Дульсинеи — дамы сердца Дон Кихота, а блистательные классические па кроме сцены сна появились и в финальной картине – на балу. На хореографическую версию Петипа обращали внимание многие балетмейстеры, но наиболее удачной считают постановку выдающегося русского хореографа Александра Горского. Все последующие постановки осуществлялись в значительной степени на основе их редакций. Одесситы впервые увидели балет «Дон Кихот» в феврале 1933-го года в постановке Павла Вирского и Николая Болотова. В 1936-м Михаил Моисеев предложил свою версию балета, которая имела долгую сценическую жизнь. Спустя 16 лет, в 1952-м, Вахтанг Вронский возобновил спектакль, опираясь на лучшие образцы классической традиции Петипа и Горского. Впоследствии в постановках «Дон Кихота» перед одесским зрителем представало всё многообразие стилей и хореографических средств балетмейстеров Николая Трегубова (1966), Игоря Чернышева (1970), Виктора Смирнова-Голованова и Натальи Рыженко (1979).

Действующие лица

Дон Кихот, странствующий рыцарь:
Санчо Панса, оруженосец Дон Кихота:
Китри, их дочь:
заслуженная артистка Украины Елена Добрянская, заслуженная артистка Республики Молдова Мария Полюдова, Татьяна Афанютина, Наталья Ивасенко, Елена Кондратьева, Алина Шарай
Базиль, цирюльник:
Эспада тореадор:
заслуженный артист Украины Сергей Доценко, заслуженный артист Республики Молдова Владимир Статный, Дмитрий Бартош, Дмитрий Дзеник, Ирина Скрынник, Дмитрий Шарай
1
/

Рекомендуем

20
Мая
18:30
Балеты
Маскарад
Арам Хачатурян
Либретто Г. Севояна, Л. Вильвовской, М. Долгополова, Н. Рыженко, В. Смирнова-Голованова по одноименной драме М. Ю. Лермонтова.
23
Мая
18:30
Балеты
Щелкунчик
Пётр Ильич Чайковский
Балет-феерия в 2-х действиях с прологом
Либретто Мариуса Петипа в редакции народного артиста Украины Сергея Бондура
по мотивам сказки Эрнста Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»
29
Мая
12:00
Балеты Юному зрителю
Чиполлино
Карен Хачатурян
30
Мая
18:30
Балеты
Лебединое озеро
П.И.Чайковский
Перейти к афише Перейти к афише
Мы используем cookies
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie и пользовательских данных: сведения о местонахождении; тип и версия ОС; тип и версия браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источники входа на сайт; речь ОС и браузера; посещенные страницы сайта и воздействия на них; ip-адрес с целью функционирования сайта, проведение ретаргетинга, проведения статистических исследований и передачи третьим лицам. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.
Согласен