Балеты

Жизель

Адольф Шарль Адан
Купить билет
Листайте вниз

Ближайшие даты

Июнь

ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
 
 
 

Июль

ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

23 июня, Среда
19:00
₴ 50-510
Купить билет
Длительность
2 часа (с одним антрактом)

Члены постановочной группы

Дирижёры:
заслуженный артист Украины Игорь Шаврук, заслуженный артист Украины Игорь Чернецкий
Художник-постановщик:
заслуженный художник Украины Наталия Бевзенко-Зинкина

Содержание

Вечная история любви, предательства и покаяния впервые была представлена 28 июня 1841 года на сцене парижского театра Гранд Опера, называвшегося тогда Королевской академией музыки и танца. Невероятный успех премьеры определил дальнейшую судьбу балета. В течение последующих восемнадцати лет Парижская Опера дала сто пятьдесят представлений «Жизели», которые неизменно заканчивались нескончаемыми аплодисментами зрителей, принося произведению все большую известность. Мы никогда не увидим, как танцевала великая балерина Карлотта Гризи. Но никогда не забудем ее, потому что два не менее великих человека – хореограф Жюль Перро и поэт Теофиль Готье – были влюблены в Карлотту и создали для нее «Жизель». Этот балет, как потом писали газетчики, был сотворен несколькими влюбленными мужчинами с целью «служить витриной для талантов одной молодой балерины». Сюжет, сложившийся при работе над этим балетом, был не менее занимательным, чем балетное либретто. Балерина Карлотта Гризи, настоящим именем которой было Каронн Адель Джузеппина Мария Гризи, родилась в Италии в 1819 году. В 1834 году в Неаполе Карлотта встретила талантливого и известного французского танцовщика и хореографа Жюля Перро. Карлотта стала протеже Жюля Перро, он тренировал и учил ее, ставил ее хореографические номера. Карлотта стала выступать под именем мадам Перро. В 1837 году Перро ушел из Гранд Опера, чтобы заниматься дальнейшим продвижением карьеры Карлотты, и они стали совершать турне по театрам Европы. В то же время Адольф Шарль Адан, уже известный композитор, вернулся в Париж из Петербурга, куда он поехал вслед за Марией Тальони, прославленной французской танцовщицей, выступавшей в России с 1837 по 1842 год. Написав в Петербурге для Тальони балет «Морской разбойник», в Париже Адан начал работать над балетом «Жизель». Сценарий был написан французским поэтом и романистом Теофилем Готье по старинной славянской легенде, воспроизведенной Генрихом Гейне в книге «О Германии». В легенде говорилось о вилисах – девушках, умерших от несчастной любви накануне свадьбы. В полночь вилисы выходят из своих могил и танцуют. Случайный путник, повстречавшийся им на пути, вовлекается в хоровод, в котором вилисы кружат его до тех пор, пока он не падает замертво. Чтобы придать действию обобщенный характер, Готье сознательно смешал страны и титулы: отнеся место действия в Тюрингию, он сделал Альберта герцогом Силезским (графом его именуют в позднейших вариантах либретто), а отца невесты князем (в поздних вариантах он герцог) Курляндским. Теофиль Готье относился, как пишут, «с уважением» к Жюлю Перро и поддерживал его кандидатуру на участие в создании балета. Возможно, отчасти потому, что сам Готье был женат на родной сестре Карлотты Гризи – Эрнесте. Но посвятил этот балет Карлотте, в надежде завоевать ее сердце. Готье был влюблен в Карлотту и писал либретто «душой влюбленного поэта». В работе над «Жизелью» участвовал известный либреттист, умелый автор многих либретто Жюль-Анри Вернуа де Сен-Жорж, и Жан Коралли, с 1831 года ставший балетмейстером Гранд Опера. Жюль Перро продолжал любить Карлотту и делал все, чтобы превратить ее в прима-балерину с мировой славой. Вся партия Жизели, весь рисунок главной роли в хореографическом отношении был разработан Перро, но его имя не было даже упомянуто в афише парижской премьеры балета. Вся слава досталась Коралли, воспользовавшемуся неопределенным и «скрытым» положением Перро и присвоившему себе все авторство хореографии балета. Успех балета был грандиозным, публика в буквальном смысле слова лила слезы над историей бедной обманутой девушки. Критики объявили, что «Жизель» – величайший балет своего времени. Они также сразу возвели в статус звезды Карлотту Гризи. Партию Графа Альберта исполнял Люсьен Петипа – младший брат Мариуса Петипа, «отца» классического балета. В настоящее время уже нет никаких сомнений относительно того, кому принадлежит авторство хореографических сцен в балете. Это гениальный Жюль Перро. Коралли ставил общие танцы. Создав партию Жизели для Карлотты Гризи, Жюль Перро утвердил балетный романтизм и окончательно возвел балет в такой же полноправный жанр искусства, как музыка и поэзия. Этим он осуществил свою мечту – успех балета мгновенно упрочил Карлотту Гризи в статусе знаменитости мирового уровня. Вскоре после премьеры балета Жюль Перро уехал в Англию. В исторических балетных мемуарах бытует мнение, что это было вызвано не столько происками Коралли, сколько тем, что Карлотта «проявила благосклонность к Готье в благодарность за свою славу, которой он помог ей достичь». По другим версиям, она увлеклась молодым красавцем Люсьеном Петипа. Как бы там ни было, и предала ли 21-летняя Карлотта одного мужчину ради другого, но ее наставником всегда оставался Жюль Перро, а она всегда оставалась прима-балериной. Все новейшие достижения французского балета быстро переносились на русскую сцену. Балет «Жизель» был поставлен в Петербурге в 1842 году, через год после парижской премьеры. Он и по сей день входит в репертуары многих музыкальных театров. Петербургская постановка спектакля завершила тенденцию, которая сложилась в романтическом балете Европы, когда начала восходить заря балетного театра как музыкального. Определяющим смысловым источником хореографической композиции становилась музыка, а не только литературный сценарий. В своей монографии Юрий Слонимский пишет: «Французская «Жизель» – сентиментальная мелодрама, посвященная несчастной любви гризетки, пейзанки, каких было много в те дни. Постигшая героиню беда – «несчастный случай». Ее чувство остается в памяти привлекательной, до курьеза наивной иллюзией. «Русская «Жизель» – возвышенная драма сердца. Здесь любовь – не иллюзия, а символ веры». В свое время партию Жизели танцевали балерины с мировым именем: Анна Павлова, Ольга Спесивцева, Елена Андреянова, Вера Коралли, Галина Уланова. Уланова стала родоначальницей целой традиции, исполняя не просто балетную партию, а настоящую драматическую роль, в которой помимо безупречности технического исполнения хореографических элементов особое значение уделяется актерскому таланту солистки балета. А великой кубинской балерине Алисии Алонсо за исполнение партии Жизели был присвоен высокий титул la bailarina absoluta.

Краткое содержание

 

Действие первое

Действие происходит в Тюрингии в феодальную эпоху

Горное селение в Тюрингии. Крестьяне идут на сбор винограда. Дом крестьянки Берты, вдовы, живущей здесь с дочерью Жизелью. Появляются охотники – граф Альберт с оруженосцем. Альберт опередил других участников охоты, чтобы встретиться с понравившейся ему крестьянской девушкой. Граф и его оруженосец Вильфрид входят в охотничий домик, и вскоре Альберт выходит в крестьянском платье. Вильфрид уговаривает графа отказаться от его тайных планов, но тот противится. Он указывает на домик Жизели – здесь живет та, в которую он влюбен. Альберт объясняется Жизели в любви. Жизель полушутя высказывает недоверие к любовным признаниям Альберта. Она срывает цветок и гадает на его лепестках: «Любит –не любит». Лепесток говорит – «не любит». Тогда Альберт тайком от нее обрывает один лепесток и показывает ей, что ее гадание было ошибочным. Любовную сцену прерывает лесничий Ганс. Увидев Жизель с графом, он предостерегает девушку и просит ответить ему взаимностью. Рассерженный Альберт прогоняет его. Появляются подруги Жизели, они окружают ее и затевают танцы. Альберт с восхищением следит за Жизелью – её веселость и живость неотразимы. Берта, мать Жизели, выходит из хижины. Она напоминает девушке: у неё больное сердце, ей танцевать нельзя. Но Жизель ничего не страшит, она счастлива. Внезапно раздаются звуки рога. Это приближаются участники охоты. Альберт поспешно уходит, чтобы его не узнали. Вместе с охотниками появляются невеста Альберта Батильда и ее отец, герцог Курляндский. Жизель с любопытством рассматривает роскошный наряд знатной дамы. Батильда очарована красотой и простодушием крестьянки. Батильда дарит Жизели золотую цепочку, которую та принимает со смущением и восторгом. Из окна охотничьего домика, в котором переодевался Альберт, выбирается лесничий. В его руках дорогое оружие, доказывающее высокое происхождение того, кто вскружил голову любимой Гансом Жизели. Начинается праздник, Альберт танцует с Жизелью. Ганс трубит в рог, на звуки которого приходят охотники с герцогом и Батильдой. Свита почтительно приветствует молодого герцога, знатные гости также рады его видеть. Альберт подходит к Батильде и целует руку. Жизель подбегает к ней и говорит о том, что Альберт поклялся ей в верности, что он любит ее. Возмущенная притязаниями Жизели, Батильда показывает ей свое обручальное кольцо – она невеста Альберта. Жизель бросает к ногам Батильды подаренную цепочку и падает. Альберт пытается объясниться с Жизелью, но та уже ничего не слышит. Она сходит с ума. В помутившемся сознании мелькают картины недавнего прошлого: гаданье на лепестках, клятва, слова любви, подруги. Не выдержав потрясения, она умирает.

Действие второе

Среди могил деревенского кладбища в лунном свете появляются призрачные вилисы. «Одетые в подвенечные платья, увенчанные цветами… неодолимо прекрасные пляшут вилисы при свете месяца, пляшут тем страстнее и быстрее, чем больше чувствуют, что данный им для пляски час истекает, и они снова должны сойти в свои холодные, как лед, могилы…», — Генрих Гейне. Сюда приходит Ганс. Слышны таинственные звуки, вспыхивают огоньки. Напуганный Ганс спасается бегством. Вырастающая на его пути тень – повелительница вилис Мирта. Вилисы словно купаются в лунном свете. По знаку Мирты они окружают могилу Жизели, готовясь к встрече с новой подругой. Из могилы поднимается призрачная фигура Жизели. Слышен шум. Вилисы исчезают. На кладбище приходит Альберт. Он разыскивает могилу Жизели. Альберт в глубоком раздумье и скорби. Вдруг он замечает фигуру Жизели. Не веря глазам, устремляется к ней. Видение исчезает, затем появляется, и снова как бы тает в воздухе. Альберта начинают преследовать вилисы, вовлекают его в танец. Он падает к ногам Мирты, умоляя о спасении. Но Мирта неумолима. Желая погубить Альберта, она пытается затянуть его в танцевальную круговерть, но появляется Жизель и начинает танцевать вместо Альберта, чтобы спасти его от смерти. Доносится звон часов. Шесть ударов – рассвет. Вилисы лишаются своей власти и исчезают. Исчезает и легкая тень Жизели, но она всегда будет жить в памяти Альберта как вечное сожаление о потерянной любви, о любви, которая сильнее смерти.

Раскрыть описаниеCкрыть описание

О событии

Балет в двух действиях
Либретто Теофиля Готье, Жюля-Анри Вернуа де Сен-Жоржа, Жана Коралли
Хореография Жюля Перро, Жана Коралли, Мариуса Петипа в редакции Леонида Лавровского

Возобновление – Надежда Фёдорова

Балет «Жизель» (полное название «Жизель, или Вилисы», фр. Giselle, ou les Wilis), возможно, самое романтическое произведение последних столетий. Среди бесчисленных историй, когда-либо рассказанных языком танца, никогда не было создано ничего более прекрасного и горестного, чем эта драма. Благодаря очарованию его сюжета и совершенной хореографии этот романтический шедевр вошел в классику балета и стал, наряду с «Лебединым озером», самым знаменитым и популярным балетом в мире. Именно в «Жизели» окончательно утвердился балетный романтизм. Танец в «Жизели» получил поэтическую одухотворенность. В сольные «фантастические» партии вошли разнообразные полеты, создающие впечатление воздушности персонажей. Героини поднялись на пуанты. В «земных», нефантастических образах танец приобрел национальную характерность. В балете установился новый тип балетной драматургии, где танец служит не иллюстрацией сюжетных эпизодов, а становится главным поэтическим средством выражения художественного содержания.

Действующие лица

ЖИЗЕЛЬ, крестьянка:
заслуженная артистка Республики Молдова Мария Полюдова, Екатерина Бартош, Александра Воробьёва, Ольга Воробьёва
ГРАФ АЛЬБЕРТ, переодетый крестьянином:
заслуженный артист Украины Сергей Доценко, заслуженный артист Республики Молдова Владимир Статный, Станислав Скрынник, Дмитрий Шарай, Андрей Писарев
БАТИЛЬДА, его дочь, невеста Альберта:
1
/

Рекомендуем

23
Июня
19:00
Балеты
Жизель
Адольф Шарль Адан
25
Июня
19:00
Балеты
Крик
Музыка Сержа Упэна, Жерара Ванденбрука, Эрвана Меллека, Джованни Соллима, Анри Торга, Макса Рихтера, Петериса Васкса, Рихарда Вагнера.
27
Июня
19:00
Балеты
Баядерка
Людвиг Минкус
01
Июля
19:00
Балеты
Лебединое озеро
Пётр Ильич Чайковский
Либретто по сценарию Владимира Бегичева и Василия Гельцера
11
Июля
12:00
Балеты Юному зрителю
Красная шапочка (Балетная студия С. Антиповой)
Музыка Адольфа Адана, Людвига ван Бетховена, Джузеппе Верди, Шарля Гуно, Поля Мориа, Джоаккино Россини, Петра Чайковского, Иоганна Штрауса
22
Июля
12:00
Балеты Юному зрителю
Красная шапочка (Балетная студия С. Антиповой)
Музыка Адольфа Адана, Людвига ван Бетховена, Джузеппе Верди, Шарля Гуно, Поля Мориа, Джоаккино Россини, Петра Чайковского, Иоганна Штрауса
24
Июля
12:00
Балеты
Русалочка (Балетная студия С. Антиповой)
Музыка композиторов XVIII - XX вв. (К. Дебюсси, Р. Вагнер, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, М. Глинка, Э. Григ, Ш. Гуно, Г. Берлиоз, Г. Ф. Гендель, К. Сен-Санс, И. Штраус, Ф. Мендельсон)
25
Июля
12:00
Балеты Юному зрителю
Питер Пэн (Балетная студия С. Антиповой)
Музыка Джоаккино Россини, Эдварда Грига, Лео Делиба, Андре Мессажера, Йоганна Штрауса
Перейти к афише Перейти к афише
Мы используем cookies
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie и пользовательских данных: сведения о местонахождении; тип и версия ОС; тип и версия браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источники входа на сайт; речь ОС и браузера; посещенные страницы сайта и воздействия на них; ip-адрес с целью функционирования сайта, проведение ретаргетинга, проведения статистических исследований и передачи третьим лицам. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.
Согласен