Балеты

Щелкунчик

Пётр Ильич Чайковский
Купить билет
Листайте вниз
Длительность
2 часа (включая антракт)

Члены постановочной группы

Дирижёр-постановщик:
главный дирижёр театра Вячеслав Чернухо-Волич
Хореограф-постановщик:
народный артист Украины Сергей Бондур
Художник-сценограф:
заслуженный художник Украины Евгений Гуренко
Художник по костюмам:
заслуженный художник Украины Сергей Васильев
Десткий хор «Жемчужины Одессы»:
художественный руководитель Лариса Гарбуз
Образцовый ансамбль классического танца "Фуэте" ДТШ № 4 Одессы:
художественные руководители Марина Козяр, Анна Погорецкая

Содержание

Пролог

В небольшом немецком городке готовятся к рождественскому балу, который устраивает бургомистр Штальбаум. Получил приглашение на праздник и Дроссельмейер. Он увлеченно рассказывает своему племяннику историю о том, как когда-то победил семиглавую королеву Мышильду. Внезапно в комнату врывается Король Мышей, который уже долгое время стремится отомстить врагу. Он превращает любимого племянника Дроссельмейера в игрушку Щелкунчика и исчезает. Дроссельмейер в отчаянии. Лишь появление Феи облегчает его горе: юноша сможет вернуть прежний вид, но для этого ему нужно будет победить Короля Мышей, а в него самого должна влюбиться прекрасная девушка. Фея дарит волшебную палочку и указывает на портрет Маши, крестницы Дроссельмейера, которая поможет снять чары.

Действие первое

Горожане спешат на бал к Штальбаумам. Среди них и Дроссельмейер. Праздник в самом разгаре. Появление таинственного гостя в маске привлекает всех присутствующих. Его способность оживлять игрушки, таинственные фокусы и кукольный театр приводят детей в восторг, но как и все загадочное, невольно вызывает страх. Чтобы развеять его, Дроссельмейер снимает маску, и дети узнают своего любимого крестного. Он дарит Фрицу — трубу, а Маше — куклу Щелкунчика. Девушка очарована своим подарком, хотя никому из детей игрушка не нравится. Для нее это не просто кукла, предназначенная для раскалывания орешков, ей все больше кажется, что это живой человек, пусть и неуклюжий, но с нежной и прекрасной душой. Брат Мари, Фриц, шалун и насмешник, постоянно пугает девушку и впоследствии ломает Щелкунчика. Праздник подходит к завершению. Все прощаются с хозяевами, а Дроссельмейер обещает Маше, что в полночь в праздничном зале произойдет чудо. В предвкушении чудес Маша спешит в зал. Здесь и Дроссельмейер: он уже не просто хороший крестный, а волшебник. С последним ударом курантов все вокруг меняется: начинает увеличиваться комната, исчезает мебель, а елка становится все выше. Здесь и маленькие мышата, ищущие лакомство после праздничного пира. Мышей становится все больше и больше: они заполняют всю комнату, чтобы поздравить своего непобедимого Короля. Испугавшись стаи мышей, с ужасом девушка прячется. Выстрел сказочной пушки провозглашает начало битвы между Щелкунчиком, который ожил, и войском мышей. Лихо борется Щелкунчик, но силы не равны. Маша в отчаянии — ее любимцу грозит опасность. Дроссельмейер приходит на помощь и дает девушке тапочек. Она бросает его в мышей и те, испуганные, бросаются во все стороны. Маша подходит к раненому Щелкунчику и касается его. И вдруг он превращается в прекрасного Принца. Между ними возникают настоящие чувства. Кружась в танце, влюбленные переносятся в заснеженный лес. Прекрасные снежинки приветствуют гостей, даря им настоящую сказку. Дроссельмейер приглашает Принца и Машу в страну Счастья, за ними спешит и Мышиный Король.

Действие второе

Маленькие ангелочки и Фея указывают Маши и Принцу дорогу в сказочный грот. Их путь преграждает Король Мышей. Принц вызывает его на бой и в жестокой битве побеждает. Принц открывает двери в сказочный дворец Счастье. В нем знакомые куклы оживают и приветствуют влюбленных, все гости радуются победе. Маша и Щелкунчик-принц счастливы — они достигли царства грез. Но это только сказка. Прошла новогодняя ночь и вместе с ней и удивительные видения.

Эпилог

Улица небольшого немецкого городка. Наслаждаются прекрасным днем ​​Дроссельмейер с племянником, спешат с подарками семья Штальбаум, ходит и красивая дама, так похожа на фею из сказки. Дроссельмейер отдает ей волшебную палочку, а Маша дарит женщине благодарность за помощь подарок. И предрекает ей счастливое будущее. А вот и любимый крестный. Маша не может отвести глаз от племянника Дроссельмейера, который как две капли воды похож на Принца из ее сна. А, возможно, это он и есть? .. Ведь когда сильно веришь в сказку — то она обязательно воплотится в жизнь.

О событии

Балет-феерия в 2-х действиях с прологом.

Либретто Мариуса Петипа в редакции народного артиста Украины Сергея Бондура по мотивам сказки Эрнста Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».

В спектакле использованы фрагменты хореографии Василия Вайнонена.

Мировая премьера: Мариинский театр, Санкт-Петербург, 6 декабря (18 декабря по н. с.) 1892 года Первая постановка в Одесском театре оперы и балета: 1950 год Пётр Ильич Чайковский по праву считается великим реформатором балетной музыки. Именно он привнёс в классическую интерпретацию балета новую динамику, сквозное развитие музыкальных тем и образов. Эти художественные принципы нашли свое яркое отражение в рождественской сказке «Щелкунчик», написанной по заказу директора императорских театров Ивана Всеволожского. В основу либретто спектакля была положена повесть Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» (из цикла «Серапионовы братья») в пересказе Александра Дюма-отца. Сюжет балета наметил Иван Всеволожский, автором программы и хореографии стал Мариус Петипа. Первоначально содержание «Щелкунчика» не нравилось Чайковскому. Гораздо больший интерес вызвало одновременно предложенное ему либретто оперы «Иоланта» (оба эти произведения — двухактный балет и одноактная опера предполагались к постановке в один вечер). Однако постепенно Петр Ильич увлекся новым балетом. Музыка «Щелкунчика» впервые прозвучала 7 марта 1892 года на одном из Петербургских симфонических концертов Русского музыкального общества (РМО). По свидетельству брата композитора, Модеста, «успех нового произведения был большой. Из шести номеров сюиты пять было повторено по единодушному требованию публики». Премьера состоялась в один вечер с «Иолантой» — 6 декабря 1892 года в Мариинском театре (Санкт-Петербург). Партии Фрица и Клары (Маши) исполняли воспитанники Императорского театрального училища в Петербурге, которым предстояло стать выпускниками только через год. Постановщиком «Щелкунчика» был Лев Иванов, который уже в начале работы над спектаклем заменил тяжело заболевшего Мариуса Петипа. Декорации первого действия создал Константин Иванов, второго — академик живописи Михаил Бочаров. Костюмы готовились по эскизам Ивана Всеволожского. В репертуаре Одесского театра оперы и балета «Щелкунчик» впервые появился в 1950 году в хореографическом прочтении Вахтанга Вронского. Впоследствии балетмейстеры Игорь Чернышёв (1969), Наталья Рыженко (1985), Владимир Трощенко (2008) предлагали свои оригинальные версии балета на сцене театра, учитывая опыт предшественников, но ориентируясь на собственное понимание музыки Чайковского, личные эстетические склонности и запросы времени. Путь хореографов к постижению музыки «Щелкунчика» оказался долгим, и партитура данного балета остаётся невероятно притягательной также для балетного театра ХХI века.

Действующие лица

МАРИ, их дочь:
ДРОССЕЛЬМЕЙЕР, советник:
заслуженный артист Украины Сергей Доценко, заслуженный артист Республики Молдова Владимир Статный, Игорь Саражинский, Руслан Талипов, Богдан Чабанюк, Дмитрий Шарай, Ростислав Янчишен
1
/

Рекомендуем

23
Июня
19:00
Балеты
Жизель
Адольф Шарль Адан
25
Июня
19:00
Балеты
Крик
Музыка Сержа Упэна, Жерара Ванденбрука, Эрвана Меллека, Джованни Соллима, Анри Торга, Макса Рихтера, Петериса Васкса, Рихарда Вагнера.
27
Июня
19:00
Балеты
Баядерка
Людвиг Минкус
01
Июля
19:00
Балеты
Лебединое озеро
Пётр Ильич Чайковский
Либретто по сценарию Владимира Бегичева и Василия Гельцера
11
Июля
12:00
Балеты Юному зрителю
Красная шапочка (Балетная студия С. Антиповой)
Музыка Адольфа Адана, Людвига ван Бетховена, Джузеппе Верди, Шарля Гуно, Поля Мориа, Джоаккино Россини, Петра Чайковского, Иоганна Штрауса
22
Июля
12:00
Балеты Юному зрителю
Красная шапочка (Балетная студия С. Антиповой)
Музыка Адольфа Адана, Людвига ван Бетховена, Джузеппе Верди, Шарля Гуно, Поля Мориа, Джоаккино Россини, Петра Чайковского, Иоганна Штрауса
24
Июля
12:00
Балеты
Русалочка (Балетная студия С. Антиповой)
Музыка композиторов XVIII - XX вв. (К. Дебюсси, Р. Вагнер, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, М. Глинка, Э. Григ, Ш. Гуно, Г. Берлиоз, Г. Ф. Гендель, К. Сен-Санс, И. Штраус, Ф. Мендельсон)
25
Июля
12:00
Балеты Юному зрителю
Питер Пэн (Балетная студия С. Антиповой)
Музыка Джоаккино Россини, Эдварда Грига, Лео Делиба, Андре Мессажера, Йоганна Штрауса
Перейти к афише Перейти к афише
Мы используем cookies
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie и пользовательских данных: сведения о местонахождении; тип и версия ОС; тип и версия браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источники входа на сайт; речь ОС и браузера; посещенные страницы сайта и воздействия на них; ip-адрес с целью функционирования сайта, проведение ретаргетинга, проведения статистических исследований и передачи третьим лицам. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.
Согласен